Мастер класс по плоскостопию и осанки

Закрыть ... [X]

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад 5 «Теремок» Г.Москва, г. Троицк, ул. Лесная, д. 2, тел:, тел/факс: 8(4967), Программа кружка «Здоровячек» Тема «Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки с помощью нетрадиционных форм работы». Инструктор ФИЗО Зверкова Н.А. 2014г 1

2 Пояснительная записка. Адаптивная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из - за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений. Применяемые в лечебной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно - двигательного аппарата. Целью данной работы является: 1. Формирование правильной осанки и профилактика деформации стопы. 2. Подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно важными навыками и умениями. 3. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью. 4. Освоение знаний о ценностях физической культуры и о влиянии занятий лечебной гимнастики на развитие человека, формирование здорового образа жизни. Задачи: Создавать условия для профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах физкультурной деятельности; Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью; Содействовать охране и укреплению здоровья детей; Обогащать двигательный опыт через различные виды движений; Формировать потребность в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать. Режим работы Занятия проводятся в неурочное время 2 дня в неделю по минут. Материально техническое обеспечение: 1. Физкультурный зал; 2. оборудование (мячи, скакалки, кубы, разной высоты, дуги, гимнастическая стенка, гимнастические палки, ленты, султанчики, мешочки с грузом, коврики, фитболы, обручи, корригирующие дорожки, степ-платформы, массажные мячи); 3. музыкальный центр; Использование этого оборудования позволяет разнообразить занятия по физической культуре, проводить их максимально интересно и эффективно. 2

3 Выделяются нетрадиционные занятия: Степ аэробика- комплекс упражнений на степ-платформе с чередованием поднятия и спусков на платформу под ритмичную музыку в сочетании с танцевальными движениями. Эффект от занятий: физическая нагрузка, тренировка дыхательной системы и сердца, развитие координации движений, улучшение психологического и эмоционального состояния. Степ-аэробика используется для старших и подготовительных групп (6-7 лет). Методические рекомендации. Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдаются основные физиологические принципы: - рациональный подбор упражнений; - равномерное распределение нагрузки на организм; - постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки. Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический характер (в основном, это ходьба), вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ-эаробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе. Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать уд./мин. Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение одного месяца; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Для занятий степ аэробикой необходимо рекомендовать родителям приобрести для детей устойчивые кроссовки, которые крепко держаться на ноге ребёнка. Обязательным условием считается правильный выбор носков из хлопчатобумажных материалов, они помогают связкам избегать микротравм, поддерживают необходимую температуру тела. Нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это может привести к повреждению ступни или вывиха лодыжки. Комплексы упражнений рассчитаны на детей 6 7 лет (под. гр.). Один комплекс степ-аэробики выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться. Занятия проводятся в спортивном зале. Степ-платформа используется разнообразно: в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста, для проведения эстафет, для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики 3

4 для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности. Работу со степами начинаем с несколько простых, но важных правил: 1. Выполнять шаги в центр степ - платформы; 2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; 3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ - платформы больше, чем на длину ступни; 4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног; 5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной; 6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами. Затем идет разучивание основных элементов: 1. Базовый шаг 2. Шаг ноги врозь, ноги вместе. 3. Приставной шаг с касанием на платформе или на полу. 4. Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты) 5. Касание платформы носком свободной ноги. 6. Шаг через платформу 7. Выпады в сторону и назад 8. Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами. 9. Шаги на угол 10. В степ 11. А степ 12. подскоки (наскок на платформу на одну ногу) 13. Прыжки 14. Верхняя часть мышц спины. Лёжа на животе, на степ-платформе, голени лежат на полу, руки согнуты, предплечья вверх. Отвести руки назад, вернуться в и. п. 15. «Лодочка» на животе. 4

5 16. Приводящие мышцы бедра. Лежа на боку, положить «верхнюю» ногу на платформу. Работает (подъёмы вверх) «нижняя» нога. 17. Отжимание в упоре лёжа усложняться, если стопы фиксированы на платформе. 18. Упор сзади, используйте край платформы, является хорошим упражнением для трицепса. 19. Ряд упражнений для мышц живота целесообразно выполнять лёжа на спине, на платформе. 20. Шасси боковой галоп в сторону, небольшими шажками. Характеристика плоскостопия. В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее основ. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Стопа по данным многих исследований это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. По форме различают нормальную (сводчатую), уплощенную плоскость стопы. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме. При продолжительном плоскостопии упрощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита так называется паралитическое плоскостопие). Наиболее ранние признаки плоскостопия быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к 5

6 диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стоп несколько уплотняются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо: следить за их осанкой; обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо; не разводили широко носки ног при ходьбе. Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют: ежедневная гимнастика и занятия спортом; ходьба босиком в теплое время года по неровной почве. Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы, препятствующий проявлению плоскостопия. Характеристика осанки. Коррекция дефектов осанки не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. А слабость мышц брюшного пресса приводить к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушения рессорной функции позвоночника отрицательно сказываются на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости и головных болях. В настоящее время диагноз нарушения осанки имеет каждый второй ребенок, но специалисты относятся к этому очень небрежно. Это проявляется в том, что дети с дефектом осанки осматриваются ими однократно или не ставится развернутый диагноз. А ведь без этого невозможна конкретная коррекция во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Поэтому так важно правильно и своевременно проводить диагностику, квалифицированное комплексное лечение и профилактику различных типов нарушения осанки у детей. Осанка привычное положение тела человека во время движения и покоя формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры «опорного корсета». Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную. Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.). Сколиоз (сколиотическая болезнь) это боковое искривление позвоночника с обязательной 6

7 ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки. Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы. Позвоночник это одна из наиболее важных частей костяка. Основные его функции опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности. Таким образом для решения поставленных задач были разработаны комплексы по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия. Консультации для родителей и воспитателей. 7 Приложение 1

8 Профилактика плоскостопия. Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 2 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви. Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корректирующих упражнений активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Упражнения для коррекции стопы 1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1 3 минут. 2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2 5 минут. 3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости. 4. Ходьба по палке. 5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой. 6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2 4 минут. 7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул. 8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками. 9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле. 10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1 3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой). Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении. 8

9 Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры. Профилактика нарушения осанки. Основным средством профилактики нарушений осанки у детей является ЛФК, которая понимается в широком смысле этого слова и включает в себя общий режим, специальный статикодинамический режим и лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детской поликлиники, физкультурного диспансера, центра реабилитации. В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдать статико-динамический режим: 1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети не должны спать на мягком, прогибающемся матрасе. 2. После обеда желателен дневной сон на 1 1,5 ч для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник от нагрузки. 3. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка: освещение рассеянное, но достаточное; высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см (или если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза); высота стула должна быть такой, чтобы между стулом и голенью образовался угол в 90о; желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении. 4. Основные требования для рабочей позы во время занятий это максимальная опора туловища, таза и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом рекомендуется расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; плечи симметричны; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме тетрадь лежи под углом 30о, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди. 5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке (рюкзак на одном и том же плече); в начальной школе лучше использовать ранец. 6. Желательно избегать порочных поз: так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешивается со стола; косое положение таза, когда ребенок сидит на ноге, подложенной поз ягодицу; привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене. 7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой. Учебный план Приложение 2 9

10 Месяц Комплекс упражнений Октябрь Комплекс 1 Ноябрь Комплекс 2 Декабрь Комплекс 3 Январь Комплекс 4 Февраль Комплекс 5 Март Комплекс 6 Апрель Комплекс 7 Май Комплекс 8 Ожидаемые результаты: - укрепить здоровье детей; - сформировать устойчивое равновесие, улучшить координацию движений; - повысить физические качества; - сформировать устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой. Октябрь Комплекс 1. Приложение 3 10

11 В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). 2. Ходьба на степе. 3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. 1. Шаги со степа на степ. Руки в стороны, руки к плечам, в стороны. 2. Ходьба на степе, руки к плечам, локти отведены в стороны. Круговые движения согнутыми руками вперёд и назад. 3. Ходьба на степе, руки внизу вдоль туловища, плечи верх, плечи назад, плечи вниз. 4. И.п.: стойка на степе, правая рука на пояс, левая вниз. 1 шаг правой ногой в сторону со степа; левая рука через сторону вверх; 2 приставить левую ногу к правой, левую руку вниз; 3 правую руку вниз, левой ногой встать на степ; 4 левую руку на пояс, приставить правую ногу к левой; 5 8 то же, что на счёт 1 4, но в другую сторону. 5. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! 6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Ноябрь Комплекс 2. В хорошо проветренном зале на полу вдоль стены расположены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). 2. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). 3. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. 4. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. 1. И.п.: шаг со степа правой ногой, левая на степе. 1 поворот туловища направо, правую руку в сторону ладонью кверху; 2 вернуться в и.п.; 3 4 тоже в другую сторону. 2. Стоя на коленях на степе, руки в стороны. 1 прогибаясь и поворачивая туловище направо, пальцами левой руки коснуться пяток; 2 и.п.; 3 4 то же в другую сторону. 3. И.п.: сидя, руками держаться за края степа. 1 2 поднять тело и прогнуться; 3 4 вернуться в и.п. 4. И.п.: сидя на степе, ноги врозь, руки согнуты и сплетены перед грудью (пальцами левой руки 11

12 обхватить правый локоть, а пальцами правой руки левый локоть). 1 3 три пружинистых наклона вперёд, стараясь коснуться предплечьями пола как можно дальше, ноги в коленях не сгибать; 4 вернуться в и.п. 5. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии ведущий «иголка», все остальные «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге «Стойкий оловянный солдатик»). 6.После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Декабрь Комплекс 3. В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. 2. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. 1. И.п.: упор присев на степе. 1 2 ноги поочерёдно (правую, затем левую) отставить назад, упор лежа; 3 4 поочерёдно сгибая ноги, вернуться в и.п. Руки должны быть прямыми, плечи не опускать. 2. И.п.: упор присев на правой ноге на степе, левую назад на носок. 1 4 пружинить на ноге; 5 подтянуть левую ногу к степ-платформе, поднять руки верх, потянуться. То же левой ногой. 3. Шаг правой ногой на степ, левой выполнить мах назад. 4. Шаг правой ногой на степ, левую подтянуть как можно выше к груди, затем поменять ногу. 5. Подвижная игра для профилактики плоскостопия (игровые действия выполняются в соответствии с текстом) Вылез мишка из берлоги, Разминает мишка ноги. На носочках он пошёл И на пяточках потом. На качелях покачался, И к лисичке он подкрался: «Ты куда бежишь, лисица? Солнце село, спать пора, Хорошо, что есть нора!» (каждый ребёнок бежит в свою норку на свой степ). 6. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Январь Комплекс 4. В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, соответственно настроиться). 2. Ходьба на степе. 3. Сделать приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками. 4. Приставной шаг назад со степа, вперёд со степа. 5. Ходьба на степе; руки поочерёдно движутся вперёд, вверх, вперёд, вниз. Основная часть. 1. Ходьба на степе. Руки рисуют поочерёдно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки. 2. Шаг на степ со степа. Кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища. ( повторить 3 раза). 12

13 3. Приставной шаг на степе вправо влево. Одновременно прямые руки поднимаются вперёд опускаются вниз. 4. Приставной шаг на степе вправо влево с полуприседанием (шаг присесть). Кисти рук, согнутых в локтях, идут к плечам, затем вниз. 5. Ходьба на степе с высоким подниманием колен. Одновременно выполняются хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. 6. Шаг на степ со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной. ( 3,4,5,6 повторить 3 раза). 7. Подвижная игра «Цирковые лошади». Круг из степов это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошади в цирке»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, потом на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло»). Степов должно быть на 2 3 меньше, чем участников игры. 8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Февраль Комплекс 5. Подготовительная часть. 2. И.п.: стоя на степе боком, руки опущены. Во время ходьбы на месте поднять обе руки вперёд и вверх; при этом голову приподнять; вернуться в и.п. (5 раз). 3. Шагая на степе, из положения руки за головой разводить их в стороны с поворотом туловища вправо-влево (5 раз). 4. Встать на степах друг за другом («паровозиком»). Сделать шаг со степа назад (вперёд), одновременно опуская и поднимая плечи. 5. Повернуться кругом, повторить то же (по 6 раз). (Всё повторить 3 раза и переставить степы для основной части занятия). Основная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе обхватывать правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо, затем разводить руки в стороны и снова обхватывать плечи (5 6 раз). 2. Шаг на степ со степа; одновременно энергично разгибать вперёд согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки). Отводить руки назад и выпрямлять в стороны из положения руки перед грудью. 3. Одновременно с ходьбой на степе делать прямыми руками круговые движения вперёд и назад попеременно и вместе (5 раз). 4. Шаг со степа на степ чередовать с поворотом корпуса вправо и влево, руки на поясе (5 6 раз). ( 1,2,3,4 повторить 2 раза). 5. Сидя на степе, опираясь сзади руками, поднимать и опускать вытянутые ноги (5 6 раз). 6. Сидя на степе, скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (можно помогать себе руками). 7. Стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками. 8. Шаг со степа вправо, влево. ( 5,6,7,8 повторить 2 раза). 9. Подвижная игра «Физкульт-ура!». Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны зала. На одной стороне на один степ меньше. Самостоятельно становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне финиш. Дети говорят: Спорт, ребята, очень нужен. Мы со спортом крепко дружим, Спорт помощник! Спорт здоровье! Спорт игра! Физкульт-ура! С окончанием слов участники игры бегут на перегонки на противоположную сторону. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занимает степ. 10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Март Комплекс 6. 13

14 В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 3. Ходьба и бег змейкой вокруг степов. 4. Ходьба с перешагиванием через степы. Основная часть. 1. И.п.: Стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади (5 раз). 2. И.п.: основная стойка на степе. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; то же влево (по 5 раз). 3. И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (5 6 раз). 4. И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (5 6 раз). 5. Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом. 6. И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперёд, делать под ногой хлопок. (5 6 раз). 7. Прыжки на степ и со степа чередуются с ходьбой. 8. Подвижная игра «Скворечники». Занимать место (только в своём) скворечнике (степе), можно по сигналу «Скворцы прилетели!». Вылетать из скворечника надо по сигналу «Скворцы летят!». Тот, кто займёт степ последним, считается проигравшим. 9. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Апрель Комплекс 7. В хорошо проветренном зале степы расположены в хаотичном порядке. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки. 2. Шаг на степ со степа, бодро работая руками. 3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперёд-назад с хлопками спереди и сзади. 4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону). Основная часть. 1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой по левому плечу. 2. Шаг со степа в сторону, чередуются с приседанием, поднимая руки вперёд. 3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой. 4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи. 5. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево. 6. И.п.: то же. Взмахнув руками вперёд, быстро встать, вернуться в и.п. 7. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в и.п. 8. Ходьба на степе, бодро работая руками. 9. Подвижная игра «Бубен» (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдаёт бубен): «Бубен, бубен, долгий нос, Почём в городе овёс?» Две копейки с пятаком, Овса Ваня не купил, Только лошадь утопил Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками! 10. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Май Комплекс 8. В хорошо проветренном зале степы разложены в три ряда. Под бодрую ритмичную музыку дети входят в зал и становятся позади степов. Подготовительная часть. 14

15 1. Наклон головы вправо-влево. 2. Поднимание плеч вверх-вниз. 3. Ходьба обычная на месте, на степе. 4. Приставной шаг вперёд со степа на пол и обратно на степ. 5. Приставной шаг назад. 6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п. Основная часть. 1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п. 2. Правую (левую) ногу вперёд перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперёд. Вернуться в и.п. 3. То же вправо-влево от степа. Назад от степа. 4. Правую (левую) ногу поставить резко вперёд; вправо (влево); назад и вернуться в и.п. 5. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться в и.п. 6. Приставной шаг на степе в полуприседанием. 7. Подвижная игра «Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик» (игра упражняет детей в равновесии ведущий «иголка», все остальные «нитка», дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге «Стойкий оловянный солдатик»). 8. После игры, дети садятся на ковёр и проводятся упражнения на расслабление и дыхание. Ожидаемые результаты: - укрепилось здоровье детей; у них сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация движений; - повысились физические качества; - сформировался устойчивый интерес к занятиям степ-аэробикой. Методическое обеспечение: 1. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» Степ-аэробика / журнал «Здоровье спорт» Чудо-платформа / журнал «Обруч» Приложение 4 Перспективный план работы по профилактике плоскостопия и нарушения

16 осанки. Октябрь Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, класс на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: катание палки, мяча Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Ноябрь Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Различные виды прыжков. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: на скамье Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 16

17 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (1 этап) 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой (сминание). Декабрь Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Мелкие и крупные шаги. Бег. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: ходьба по канату босиком Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: ходьба по ребристой дорожке Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: перекладывание мелких предметов. Январь 17

18 Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег с захл.голени. Галоп. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: ходьба по обручу босиком Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 2. Самомассаж стоп (2 этап) 4. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 6. Самомассаж стоп (2 этап) 7. Упражнения без предметов 8. Упражнения с предметами:собирание мелких предметов. Февраль Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег с захл.голени. Галоп. 4. Упражнения с предметами: ходьба по дорожкам Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 4. Упражнения с предметами: собирание мелких предметов, перекладывание их. Март Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на 18

19 носках. Боковой галоп. 4. Упражнения с предметами: катание палки, мяча Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки. 4. Упражнения с предметами: с платочками и дорожками Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами. Апрель Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 4. Упражнения с предметами: катание набивного мяча Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп. 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. 4. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой. Май Недели План занятия 1 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты 19

20 с пяток на носки 4. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Подскоки. 4. Упражнения с предметами: с мелкими предметами Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег. 4. Упражнения с предметами: лазанье по лестнице Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Челночный бег 4. Упражнения с предметами: спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие. 20


Источник: http://docplayer.ru/41738991-Programma-kruzhka-zdorovyachek-tema-profilaktika-i-korrekciya-ploskostopiya-i-narusheniya-osanki-s-pomoshchyu-netradicionnyh-form-raboty.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер -класс для родителей, посвященный дню Матери «Упражнения для.» Схемы вышивок крест пейзажи

Мастер класс по плоскостопию и осанки Мастер класс по плоскостопию и осанки Мастер класс по плоскостопию и осанки Мастер класс по плоскостопию и осанки Мастер класс по плоскостопию и осанки Мастер класс по плоскостопию и осанки

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ