Мастер класс по фольклору дети


Специфика приобщения детей к народному творчеству

Автор: Дудо Дмитрий Владимирович, музыкальный руководитель
Место работы: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка", г. Лангепас, ХМАО-Югра

Аннотация: в данной работе рассматривается специфика приобщения детей к фольклору и его роль в творческом развитии и музыкально-эстетическом воспитании. Даются рекомендации по эффективной организации знакомства с фольклором, проведении предварительной психологической подготовки.
Ключевые слова: фольклор, народное творчество, творческое развитие, музыкально-эстетическое воспитание.
Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека, его чувствах, мыслях и мироощущении. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. В будущем, имея такой багаж знаний уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.
В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. И так во все дни: будь то время, когда со взгорья закликали песней приход весны с ее теплом и появлением первой зелени; или, когда в поле, подрезая стебли золотой пшеницы, пели жнивные песни; или, когда в долгие зимние вечера под жужжание прялки запевали протяжную песню. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. И сколько их в памяти народной — сотни, тысячи… Записывают их уже двести лет. И по настоящую пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает. [2, с. 3]
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы обедняем в себе человека, теряем нравственную опору, умаляем способность творить. Поэтому важно не прерывать этот процесс передачи опыта, а дать детям возможность познакомиться с лучшими произведениями фольклора.
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. [1]
Чтобы эффективно организовать знакомство с фольклором, прежде всего следует провести предварительную, психологическую подготовку. У многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры. Поэтому детей нужно сориентировать, подготовить их сложившиеся музыкальное мышление к восприятию фольклора. Для этого следует проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о народном творчестве, о неразрывной связи с бытом, трудом и жизнью людей; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, ручные работы народных умельцев. Показ яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа и является наиболее эффективным средством развития детского воображения.
Большую помощь могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма работы повышают уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждают интерес к ней. Многие современные фольклорные мастер класс по фольклору дети коллективы выпускают свои сборники народных песен в современной обработке, или в совершенно новой инструментальной аранжировке. Такие произведения уместно использовать совместно с записями подлинного образца, что даст детям представление о том, как народное творчество преодолевает временные рамки и интерпретируется в наши дни. При таком отборе репертуара следует соблюдать возрастные особенности детей, их возможности и навыки восприятия музыки.
Эффективным средством обобщения и закрепления пройденного материала является проведение тематических праздников и развлечений, связанных с датами народного календаря.
Сложность обучения детей народному творчеству кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, — и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. [2, с. 111]
Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.
Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений не только фольклора, но и музыки самых разных жанров и эпох. Такая ступенька в образовании детей будет важным этапом их эстетического и творческого развития.
Литература:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. – 576 c.
2. Науменко, Г. Н. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению - М.: Современная музыка, 2013. – 138 c.
3. Виноградов, Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики – Л., 1978. – 188 с.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка "Берещенье" Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

Похожие статьи:


Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/blog56081/specifika-priobschenija-detei-k-narodnomu-tvorchestvu.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс по фольклорным играм с детьми. Участвуют все желающие Презентации о бисероплетение

Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети Мастер класс по фольклору дети

Похожие новости